Историческая справка Управления образования Администрации МР «Усть-Куломский район»
Уездный отдел народного образования по архивным данным начинается с 05.01.1922 года. Тогда в состав Усть-Куломского уезда входили территории нынешнего Усть-Куломского района, Троицко-Печорского, части Сосногорского и Корткеросского районов.
Первым заведующим УОНО по книге приказов значится Тимушев Д.А.
1926 г.- заведующий УОНО Булышев А.В.
1927 г.- заведующий УОНО Кипрушев П.В.
1928 г.- заведующий УОНО Рассыхаев И.Е. (временно).
Усть-Куломский район образовался 15.07.1929 года.
Во второй половине XIX века стали открываться школы. В 1843 году священник А.С.Моторин открыл в своем доме первое Усть-Куломское училище.
В 1874/75 учебном году в нем училось 20 мальчиков и 2 девочки, а через три года уже 65 мальчиков и 9 девочек. Таким образом, можно считать, что в 1843 году было положено начало организованному народному образованию в районе.
Из года в год открывались новые школы. В 1910 году в с. Усть-Кулом работало 2 народных училища. В 1913 году в них обучалось 170 детей, заведующие училищ – И.А.Каплина, К.Н. Микушев.
В ноябре 1914 года в Усть-Куломе торжественно открыли высшее начальное училище. В него принимали детей с десяти до тринадцати лет. Учеба шла три года.
В 1922 году действовала одна школа 2-й ступени в с. Усть-Кулом, семилетка в Помоздино и 39 школ 1-й ступени, а также функционировали один детсад и один детский дом.
В 1932 году происходит реорганизация Уездного отдела народного образования в Районный отдел народного образования.
Заведующим РОНО назначается Селюков А.А.
В 1937-1938 г.г. училось 5500 детей школьного возраста, или 98,2 %. Работали 53 школы, в том числе 1 средняя, 8 – неполно-средних, 44 – начальных.
В мае 1939 года впервые в истории нашей республики 17 лучших учителей были удостоены правительственных наград (учительница Усть-Куломской средней школы – Н.С.Тимушева и др.).
В 1947 году в районе функционировали 67 школ (3 средних, 10 семилетних, 54 начальных,2 вечерние, 6 детдомов), в которых училось 4600 человек.
С 1935-1953 г.г. заведующими РОНО назначались:
– А.Сыскин;
– А.Ракин;
– Н. Ливсон;
– М.И.Ильчуков;
– П.Окулов;
– А.И.Артемьев;
– А.И.Сладкоштиев;
1953-1959 г.г.- Климов В.И.;
1959-1962 г.г.- Лобанов К.А.;
1962-1967 г.г.- Ульныров Н.В.;
1967-1972 г.г.- Ладанов Я.И.;
1972-1985 г.г.- Морохин И.Т.;
1985-1991 г.г.- Ракин В.Н., Сметанина Л.Н.;
1991-2004 г.г.- Морохин И.Т.;
2004-2008 г.г.- Попова С.М.
В настоящее время начальником Управления образования Администрации МР «Усть-Куломский» является Холопов Олег Александрович.
Усть-Куломский районный отдел народного образования переименован в Управление образованием администрации муниципального образования «Усть-Куломский район» на основании Постановления Главы муниципального образования «Усть-Куломский район» № 217 от 26.04.1995 г.
Администрация муниципального образования «Усть-Куломский район» переименована в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» на основании решения Совета МО “Усть-Куломский район” «Усть-Куломский» № XX – 238 от 29.12.2005 г.
Управление образованием администрации муниципального района «Усть-Куломский» переименовано в Управление образования администрации муниципального района «Усть-Куломский» на основании Решения Совета МР «Усть-Куломский» № XXIII –298 от 24.05.2006 года.
Об Управлении образования Администрации муниципального района «Усть-Куломский»
Управление образования Администрации муниципального района “Усть-Куломский” является структурным подразделением Администрации муниципального района “Усть-Куломский”, входит в структуру Администрации муниципального образования.
Управление образования Администрации МР “Усть-Куломский” обладает следующими полномочиями по проведению на территории муниципального района “Усть-Куломский” деятельности в сфере образования:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми;
– организация предоставления дошкольного образования;
– организация предоставления дополнительного образования детей;
– организация отдыха детей в каникулярное время;
– создание, реорганизация и ликвидация подведомственных Управлению
образовательных учреждений и других учреждений, обеспечивающих работу отрасли “Образование” муниципального района “Усть-Куломский”;
– обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных Управлению образовательных учреждений и других учреждений, обеспечивающих работу отрасли “Образование” муниципального района “Усть-Куломский”, обустройство прилегающих к данным зданиям и сооружениям территорий;
– учет детей, подлежащих обязательному обучению в подведомственных Управлению образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Работа отрасли «Образование» направлена на реализацию ряда комплексных задач, среди которых:
• дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы ОУ, устранение нарушений и замечаний надзорных служб;
• сохранение общедоступности дошкольного образования с учетом социально – экономических условий, изменения типового и видового разнообразия образовательных учреждений, расширения спектра предлагаемых услуг;
• подготовка кадров из числа выпускников наших школ;
• системное повышение квалификации и переподготовка педагогических работников для обеспечения перехода на БУП-2004, ГИА с участием ТЭК в штатный режим;
• обобщение и систематизация опыта работы образовательных учреждений;
• дальнейшая работа по выявлению, сопровождению и поддержке талантливых и одаренных детей;
• оптимизация сети образовательных учреждений.
Особое внимание уделяется формированию и совершенствованию нормативной правовой базы отрасли по основным направлениям деятельности.
В целях комплексного подхода к вопросам развития муниципальной системы образования, улучшения демографической ситуации в районе реализуются:
– Районная целевая программа «Дети района»;
– План мероприятий по экономическому и социальному развитию МО МР «Усть-Куломский» на 2006-2010 годы и на период до 2015 года;
– План мероприятий по улучшению демографической ситуации в МО МР «Усть-Куломский» на 2011 г.
Доступность образования
Функционирующая в районе сеть муниципальных образовательных учреждений в целом позволяет реализовать принцип доступности общего образования.
На 01 июля 2011 года сеть муниципальных образовательных учреждений на территории Усть-Куломского района представлена следующими типами и видами учреждений:
• Общее количество ОУ – 74. В том числе:
– дошкольных образовательных учреждений – 40;
– ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа – детский сад) – 6;
– общеобразовательных учреждений – 26 (СОШ – 14, ООШ – 10, НОШ – 2);
– ОУ дополнительного образования детей – 2.
Контингент воспитанников – 1474.
Контингент учащихся – 3317.
В связи с реализацией конкретных мер по улучшению демографической ситуации в стране, налицо положительная динамика демографии и в районе.
Дошкольное образование
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент развития, создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоёв и групп при поступлении в школу.
Система дошкольного образования в районе представлена сетью дошкольных образовательных учреждений и ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
За последние годы охват детей услугами дошкольного образования находится в пределах от 59,4 % в 2011 году до 62,4 % в 2006 году.
Несмотря на то, что «кривая» охвата детей дошкольным образованием идет вверх в связи с практически ежегодным открытием дополнительных групп, её динамика невелика относительно рождаемости в районе.
Рост спроса на услуги дошкольного образования обусловлен реализуемыми мерами по улучшению демографической ситуации как в целом по стране, так и в республике и в районе в частности.
• Это и выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном ОУ.
• За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья плата не взимается.
• Плата за содержание ребенка не более 20 % от фактических затрат на одного ребенка, для детей из многодетных семей – не более 10 %.
Всё это направлено на обеспечение финансовой доступности дошкольного образования.
Проводимые ежегодно районные конкурсы в области дошкольного образования свидетельствуют о большом потенциале и ресурсах наших образовательных учреждений.
С учетом требований времени активизировалась экспериментальная деятельность ДОУ.
С апреля 2010 года на базе 2-х учреждений открыты опорно-методические площадки республиканского значения:
• МДОУ Детский сад «Оз тусь» с. Нижний Воч, тема – «Методическое сопровождение образовательной программы «Дзолюк» в условиях национального детского сада»;
• МДОУ Детский сад № 9 «Улыбка» с. Усть-Кулом, тема – «Социальное партнерство ДОУ и учреждений дополнительного образования по поддержке талантливых детей дошкольного возраста в условиях сельской местности».
Разработаны положения о деятельности опорно-методических площадок, созданы творческие группы, проведен первичный анализ.
Общее образование
Если в системе дошкольного образования налицо улучшение демографической ситуации, то на уровне общеобразовательных учреждений продолжается снижение контингента учащихся.
Успеваемость учащихся в школах района остается стабильной. По итогам 2010-2011 учебного года она составила 99,2%. Качество знаний учащихся по району составило 38%, что на 0,5 % выше уровня прошлого года.
Важное место в системе общего образования занимает независимая оценка уровня и качества подготовки наших выпускников.
Важной составляющей развития и совершенствования системы образования является развитие инновационных процессов, экспериментальная деятельность.
Основной тематикой экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений в последние 2-3 года стали предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Результаты экспериментальной деятельности, наработанный опыт в целом позволяют обеспечить необходимые условия для перехода предпрофильной подготовки и профильного обучения в штатный режим.
С 2008 года на территории района осуществляется поэтапное внедрение в образовательный процесс БУП-2004. С учетом имеющихся ресурсов и потенциала, кадровой составляющей в 2010, 2011 г.г. учебные планы большинства школ для 1-х и 5-х классов должны быть разработаны на основе БУП-2004.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особая роль принадлежит дополнительному образованию детей.
Дополнительное образование в отрасли представлено двумя домами детского творчества в с. Усть-Кулом и с. Помоздино. Кроме того, внеурочной деятельностью с учащимися занимаются педагоги дополнительного образования, старшие вожатые в штате общеобразовательных учреждений.
Охват детей дополнительным образованием на базе учреждений дополнительного образования на протяжении последних лет остается стабильным. По итогам 2010-2011 учебного года составил 1184 ребенка (т.е. 35,6 %).
На базе учреждений дополнительного образования реализовались программы различной направленности:
- Художественно-эстетическая –
- Туристско-краеведческая –
- Научно-техническая
- Военно-патриотическая
- Социально-педагогическая
- Физкультурно-спортивная
В условиях введения ФГОС начального общего образования вопросы организации внеурочной деятельности учащихся необходимо будет решать в тесном сотрудничестве и взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей независимо от ведомственной подчиненности, а так же используя имеющиеся ресурсы общеобразовательного учреждения.
Кадровая обеспеченность
Одной из ключевых составляющих отрасли являются квалифицированные педагогические кадры.
В течение 2010/2011 учебного года Управлением образования и подведомственными образовательными учреждениями продолжалась целенаправленная работа по повышению квалификации и переподготовке педагогических и руководящих кадров.
В настоящее время в образовательных учреждениях района работает 755 педагогических работников (без учета совместителей). В том числе в общеобразовательных учреждениях – 550, дошкольных ОУ – 182, в ОУ дополнительного образования детей – 23.