Церкви и храмы

1) Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь

Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.

В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.
Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам – все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек.

В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор.

В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем – церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой – 303 пуда.

В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.

В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 – е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева.

В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами. Гостям Ульяновского монастыря предлагаются экскурсии, питание, ночлег. Ночлег и питание паломникам предоставляется бесплатно.

2) Церковь в честь Спаса Нерукотворного в селе Усть –Нем

На одном из 7 холмов Усть-Нема возвышаются храмы во имя Нерукотворного Образа Господня. Достойно и с непередаваемой печалью созерцают с небесной выси проносящие годы, в строгом величии хранят людские судьбы и историю села.

Село возникло в 1638 году. И уже через 40 лет здесь  стоял первый храм. В 1678 году была освящена церковь Алексия человека Божия. Здание было в деревянном исполнении, но вскоре сгорело.

Усть-Нем в то время напоминал маленький городок, т.к. был перекрёстком торговых путей, и люди сюда съезжались отовсюду. И поэтому все прихожане в маленькой  церкви не вмещались, и тогда житель Усть-Нема Прокопий Габов отправляется в Санкт-Петербург с прошением к царю Николаю 1 о помощи в строительстве новой церкви. По указу царя был построен большой храм во имя Нерукотворного Образа Господня.

 

3) Храм Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в поселке Зимстан

Приход храма Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии п.Зимстан образовался в ноябре 2004 года. Настоятель храма – отец Владимир. Первоначально для церкви было выделено помещение в здании администрации сельского поселения «Зимстан», затем в 2005 году началось строительство храма,  в стройке было задействовано 10 человек на сегодняшний день 2 человека. В основном строительство осуществлялось за счет пожертвований жителей п.Зимстан и близ лежащих поселков и деревень. Из г. Москвы были выделены денежные средства на приобретение купола. Открытие храма было весной  2012 года  Епископом Сыктывкарской и Воркутинской епархии.

4) Храм во имя пророка Божия Ильи в селе Руч

Два примечательных факта связаны с этим новорождённым храмом: во-первых, выстроил его житель этого села Виталий Иванович Игушев – на свои деньги и своими руками. А во-вторых, благоукрасила церковь Илии Пророка – написала иконы для его иконостаса тоже местная жительница – Ангелина Александровна Кирушева. Притом всё было сделано в очень короткие сроки. На Рождество Иоанна Предтечи заложили фундамент, а не успело отцвести лето, не успели ещё украситься позолотой леса – 20 августа храм был освящён епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом, а сослужили ему монахи Ульяновского Троице-Стефанова монастыря.

5) Храм во имя новомученика священника Димитрия Спасского в селе Помоздино

Строительство храма началось в 2004 году со сбора средств. Постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 2 ноября 2010 года № 1554 «О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование Православной Христианской общине». Открытие храма состоялось в 2011 году. В настоящее время настоятелем храма является отец Александр, проживает в с.Усть-Кулом.

6) Храм Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Югыдъяг

В 1999г. началось строительство церкви в п. Югыдъяг.    Был избран совет прихода из 10 человек во главе с отцом Василием, казначеем Коковкиной Галиной Яковлевной и старостой Уляшовой Надеждой Валентиновной. Не было денег, не было строителей. Нашлись помощники – безработные и пенсионеры. Ему во всем помогал его младший брат Александр (сегодня отец Александр- настоятель храма Святой Троицы в с Усть-Нем).

В 2003 году был освящен фундамент. Средства собирало население, женщины отдавали большую часть своих пенсий, отец Василий и руководил, и сам строил храм. Не было проекта храма. Облик храма приснился отцу Василию. Таким он его и постарался построить – семикупольным, в розовом цвете.    Стройматериалы стал регулярно выделял  директор ЛПХ Жданович В.К. В строительстве часто помогали молодые мужчины, а двое из них – Карманов Виктор Леонидович и Васюков Владимир Васильевич стали постоянными рабочими на строительстве храма. Иконостас приобрели сами с Софринского иконописного завода под Москвой («Софринская икона»). Храм молодой, особо почитаемых икон пока нет. А главным престольным праздником стал праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

4 декабря 2009 года в храме провели первый молебен, а 23 декабря 2009 года прошло освящение храма с участием Епископа сыктывкарского и воркутинского Питирима.

7)  Храмовый комплекс церквей Петра и Павла и Воскресения Христова в селе Усть-Кулом

 

Как рассказывают летописи, ранее в 1646 году с. Усть-Кулом стояла деревянная Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, существовавшая около 300 лет. Начало постройки этой церкви было предположено по преданию так. Первое бревно для основания было спущено на сплав по Вычегде. Где оно остановится, на том месте и решили построить Церковь. Бревно остановилось у устья ручья Вичкошор, где и возведен был храм.
Впоследствии эта церковь дважды перенесла пожар, но всякий раз восстанавливалась. В преданиях говорится, что при Церкви жил священник со своими внуками, а сам был слеп.
В 1799 году построена теплая, каменная одноэтажная Церковь. 29 сентября 1811 года она освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. (1886 году вновь освящена после пожара, когда вся внутренняя часть Храма сгорела, а затем восстановлена). Говорят, что за левым клиросом помещалась древняя икона Святого Николая Чудотворца, с житием, почитаемая Чудотворною. В 1898 году к этой иконе по случаю Священного Коронования Государя Императора Николая, приобретена бронзовая вызолоченная риза.
В 1857 году сооружена каменная холодная двухэтажная Церковь с колокольней; верхний этаж освящен 21 июня 1859 года во имя Воскресения Христова, с корпусом колокольни. На нижнем этаже престол освящен 18 сентября 1867 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. В преданиях говорится, что эта Церковь построена во время « сильной болезни горячкой», которая распространилась в Усть-Куломе, и от нее умирало много людей. Тогда усть-куломцы обещали построить Церковь во имя Владимирской Богоматери, ежегодно праздновать день Сретения Чудотворной иконы 26 августа, проходя с крестным ходом вокруг села. Также они обещали почитать все праздники, не проводить в это время никаких работ. При этом была выписана икона Владимирской Богоматери, которую поместили в храмовом месте в Церкви Ее имени. После этого болезнь прекратилась». Во время строительства этой церкви в Усть-Куломе произошел бунт. Некоторые из крестьян отказались платить подать, подчиняться начальству. Посему в 1843 году для усмирения бунта в Усть-Кулом было вызвано и прибыло 200 человек- войска во главе Вологодского губернатора. Виновные были присуждены и наказаны, а главные из них отправлены в ссылку.
На северо-западе от Петропавловской церкви находился еще один Храм – в честь Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, построенная в 1878 году на месте прежней деревянной. «Церковь эта небольшой величины и состоит с колокольней, строительство которой окончено только в 1903 году.Эта Церковь была освящена в 1853 году. Внутреннее убранство Храма имело довольно красивый вид. Над Царскими вратами помещалась древняя икона Всемилостивого Спаса, почитаемая Чудотворною». В преданиях говорится, что перед иконой Всемилостивого Спаса некоторые видели по ночам из вне яркий свет, как от горящих свечей.

 

Рядом с церковью построили деревянную колокольню. Звон (колокола) с которой были подняты на колокольню Воскресенской церкви около 1860 года.

 

Все Церкви обнесены каменной решетчатой оградой, которая построена 1902 году и имела в окружности 170 саженей. В этом же году на южной стороне от Церквей построена каменная сторожка. Вокруг храмов росли кедры, огромные березы. Возле храма Петра и Павла сохранилась береза, под ней, по рассказам очевидцев, был захоронен младенец (у какого-то «большого начальника»). За церковной оградой, ныне по ул. Набережная, было кладбище.

 

В окрестностях Усть-Кулома были построены две часовни: одна – в честь иконы Казанской Божией Матери, ее поставили на другом берегу ручья. И еще одну часовню – в честь Николая Чудотворца усть-куломцы построили на окраине села, по дороге в Ульяновский монастырь. Старожилы говорят, что до самого закрытия церквей в середине тридцатых годов храмы полностью заполнялись молящимися.

 

От нападения нечистой силы усть-куломцы оградили свое село двадцатью двумя обетными крестами. И летом – на Казанскую и Владимирскую Богородицу – шли от креста к кресту большим крестным ходом, обходя село по кругу. Праздник этот назывался в народе « Крест-лун». Говорят, что в начале процессии шел священник, за ним на коромысле двое мужчин несли колокол, а третий человек, идущий позади, звонил в него при переходе от креста к кресту. Рассказывают, что в один год население не захотело платить пожертвование священникам за молебны. В этот год начался страшный падеж скота, а охотничьи собаки заболели водобоязнью (бешенством). После этого события крестный ход проводился уже без перерывов.

 

Все церкви сооружены усердием и силами прихожан. Точных данных, когда церкви начали действовать, нет. Побольше сведений узнаем о Храме Петра и Павла. Так, в ведомости за 1875 год указано, что в церкви утварь была скудна (ветхие облачения, деревянные и медные сосуды, самые необходимые Богослужебные книги). В паперти этого Храма находился образ Нерукотворного Спаса, написанная на холсте, которая по рассказам, во время пожара церкви Николая Чудотворца была чудесно выброшена из пламени в Вычегду. У церкви имелась небольшая часть пахотной земли. Выращивалась солома ржаная и яровая, которая в продажу не поступала, а шла на корм скоту. Содержалось небольшое хозяйство: 3 лошади, крупного рогатого скота – 4, овец – 12. Выгоды от скотоводства не было. Средства получали только за счет треб. В течение года доходы составляли 91 руб.76 копеек.

 

Далее, в более поздних материалах (Клировые ведомости за 1880 год) узнаем, что значительно улучшилось материальное состояние Храма Петра и Павла. Утварью церковною обеспечены достаточно: «церковных облачений хороших – 5, посуда разная: медная посеребрянная и оловянная, Евангелий – 4, два из них обтянуты малиновым бархатом, наугольники и средник – серебряные 84 пробы, купель для крещения младенцев и венцы для брачующихся медные, книги Богослужебные почти все в двух рядах…». «Земли усадебной (огородной) было выделено около 500 сажен, пахотной и сенокосной – около 10 десятин. С пахотной земли снято хлеба 8 четвертей на 35 рублей, заготовлено сена 50 возов на сумму 50 рублей, которое шло на прокорм 4 лошадей, 6 коров, 8 овец».

 

По рассказам старожилов, в 30 годы прошлого столетия убранство храма было очень величественным и красивым. В центре храма арки обрамляли статуи позолоченных ангелов. Сами стены стены тоже были позолоченные, потолки- голубые. Много было красивых больших икон… От храма вниз к реке Вычегда вела дорожка, где совершались летом Таинства Крещения, зимой – освящался Иордан…

 

С 28 мая 1875 года настоятелем Храма Петра и Павла назначен Василий Дмитриевич Садоков, которому был 51 год. Вдовец, имевших двух дочерей: Раиса 17 лет (умела читать), Ольга 11 лет, которая на тот момент обучалась в г.Тотьма в женской прогимназии.
Помощником настоятеля являлся Попов Василий Константинович. Кроме них трудились во Славу Божию в разные годы о.Палладий священником, Андрей Тимофеевич Попов и Исидор Алексеевич Попов – псаломщиками, дьяконы – Николай Тюрнин, Стефан Тюрнин и Михаил Алексеевич Тюрнин, который 40 лет прослужил Церкви Христовой.

 

С 6 сентября 1879 года настоятелем Храма Петра и Павла был назначен Николай Михайлович Доброумов. 4 декабря 1879 года вышестоящим духовным начальством утвержден в должности Законоучителя Усть-Куломского начального сельского училища. Говорят, что это был высокообразованнейший человек, сын заштатного священника Яренского Преображенского собора Филофея. Кроме того, он являлся благочинным 5 округа. Объезжал благочинный вверенные ему храмы на лошади.

 

Вновь забилось сердце Петропавловского Храма в 1991 году, когда пенсионерка Агафья Федоровна Кипрушева с другими верующими решили восстановить для молитвы поруганные усть-куломские святыни. В феврале 1991 года Агафье Федоровне удалось организовать и зарегистрировать общину. Председатель сельского совета Липин А.А. передал общине здания церквей. Старостой общины выбрали Милослава Николаевича Игнатова, фронтовика, прошедшего японскую и Великую Отечественную войну. Добивались, чтоб ДОСААФ освободил церковь… Но еще целый год Агафья Егоровна бегала по начальству, чтоб освободили помещения. Затем обратились через газету «Парма Гор» к населению района за помощью в восстановлении храмов. Откликнулся народ – как и встарь, вышли поднимать поруганные храмы не только усть-куломцы, но и донские, ручевские, керчемские, носимские жители. По рассказам, до полусотни людей приходило, не только старики и старушки, но и мужики, школьники, дети. Работа кипела: двери в алтаре заделали, а вход прорубили с западной стороны. Внутри все было черным-черно ,в мазуте после гаража .Только одного песку несколько машин вывезли. Провели электропроводку, тепло. Кто стекло для окон привезет, кто брус, кто краску, половые доски, штакетник. Как привели в порядок внутреннее убранство Петропавловского храма, Агафья Егоровна пригласила священников из Сыктывкара, которые и впоследствии стали приезжать для проведения Богослужений. Когда открылся Ульяновский монастырь, приезжать стал и владыка Питирим. Агафья Федоровна со своими единомышленниками внесла большой вклад в дело устроения Петропавловского храма, мечтала взяться и за большую, каменную двухэтажную Церковь, но не успела – была мученически убита. За восстановление большого двухэтажного Храма взялись православные ребята – скауты, собравшиеся со всей России, под руководством талантливого руководителя Таскаева Сергея Викторовича. В летние периоды 2001 – 2002 года им удалось расчистить первый этаж храма, провести ремонт стен, побелку. Совместными усилиями вновь соорудили иконостас. 6 июня 2002 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, после более полувекового перерыва о.Ионой была вновь отслужена Божественная Литургия. Поскольку храм не отапливается, окна не застеклены, службы до 2003 года проводили только в летний период. В настоящее время помещение храма используется под склад для строительных материалов. Второй этаж храма, во имя Воскресения Христова поныне находится в плачевном, разрушенном состоянии…

 

 

 

О проблемах в наши дни.

 

  1. Необходимо срочное укрепление фундамента большого двухэтажного храма от дальнейшего разрушения.
  2. Запланировано строительство церковной ограды.
  3. Необходимо провести капитальный ремонт притвора Петропавловского храма и множество других проблем, которые в данный момент невозможно учесть.

 

Дай Бог приступить к разрешению проблем первой необходимости. На все перечисленные мероприятия нужны средства. Ждем помощи от благотворителей, ведь нет в мире ничего более ценней, как сохранение и восстановление Божьих храмов для духовного воспитания будущих поколений.

 

8) Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи в селе Мыелдино

 

 

По  документам  Национального  архива  Республики  Коми,  в  1807  году  в  селе  Мыелдино  из  самодельного  кирпича  была  построена  церковь,  которую  освятили  в  1864  году.

 

Первым  священником  в  Мыелдинской  церкви  был  Савва Наумович  Попов,  о  котором  известно  очень  мало.  По  архивным  данным  он  закончил  Московскую  духовную  академию.  В  Мыелдинской  церкви  служил  с  1777  по  1807  год.  Память  об  этом  священнике  в  рассказах  старожилов  села  сохранилась  до  наших  дней,  так  как  при нем  данную  церковь  посетил  архиерей  Вологодской  епархии.

 

Сохранились  документы  о  священнослужителе  Тюрнине  Михаиле  Васильевиче,  закончившем  Яренское  духовное  училище.

 

С  1837  по  1857 год  он  являлся  пономарем,  затем  дьяконом  в  Ульяновско – Спасской  церкви,  после  чего  служил  в  Корткеросском  Успенском  Храме.

 

В  Мыелдинской  Иоанно-Предтеченской  церкви  числился  со  02  января  1878  по  1889год.

 

Достаточно  долго  служил  в  Мыелдино  Клепиков  Федор  Александрович.  Родился  он  15  февраля  1873  года  в  селе  Межадор.  В  1894  году  закончил  Вологодскую  духовную  семинарию,  после  чего  был  священником  в  селе  Савинбор  и  с  1902  года  по  1919  год  вел  службу  в  Мыелдинской  Иоанно-Предтеченской  церкви.  Жена,  Анна  Николаевна,  урожденная  Доброумова,  дочь  священника.  Сын  Алексей,  1896  года  рождения,  закончил  мужскую  духовную  гимназию  в  селе  Усть-Кулом.

 

Последним  священником  Иоанно-Предтеченской  церкви  до  ее  закрытия  (1936г.)  был  Матюшев  Мефодий, уроженец  села  Парч,  Усть-Куломского  района.  Старожилы  до  сих  пор  помнят  крещение  младенца  Паршукова  Ивана  Васильевича  (это  был  последний  акт  священнослужителя),  после  чего  отец  Мефодий,  повернувшись  к  народу,  от  своего  имени  попросил  прощения  за  закрытие  церкви.

 

Подтвержденные  архивными  документами  фамилии  других  священнослужителей  Мыелдинской  Иоанно-Предтеченской  церкви  с  1777г.  по  1919г.  указаны  в  списке  общим  количеством  34  человека.

 

Настали   30-ые  годы.  У  власти  находились  коммунисты.  Целью  «строителей  новой  жизни»  являлось  разрушение  храмов,  приобщение  народа  к  новой  идеологии.  В  документе,  сохранившемся  в  Национальном  архиве  Республики  Коми  от  09  марта  1936года  находим:

 

«Выписка  из  протокола  № 57  заседания  Президиума  Коми  Областного  Исполнительного  Комитета  от  07  марта  1936  года.

 

Слушали:

 

25.    Ходатайство  Усть-Куломского  Райисполкома  о  закрытии  Мыелдинской  церкви  и  передаче  здания  в  распоряжение  сельского  совета  для  использования  под  колхозный  клуб.

 

Доклад: Тов. Попова

 

80%  населения  Мыелдинского  сельского  совета,  колхозники  и  единоличники,  отказываются  от  дальнейшего  содержания  церкви  и  ходатайствуют  передать  здание  церкви  в  распоряжение  сельского  совета  для  использования  под  колхозный  клуб.

 

Постановили:

 

Ходатайство  граждан  Мыелдинского  сельского  совета  удовлетворить.

 

Председатель  Областного  Исполнительного  Комитета  Злобина»

 

Так  было  записано  в  документах,  но  указанная  в  протоколе  цифра  80%   была  явно  подтасована,  так  как  большинство  жителей  сопротивлялось  закрытию  церкви.  Таких  крестьян  ссылали  в  тюрьмы  и  лагеря  (например,  Т.А.Паршуков  два  раза  находился  в  тюрьме,  где  впоследствии  и  умер).

 

В  указанный  год  с  колокольни  был  сброшен  50-и  килограммовый  колокол  с  надписью:  «Благовествуем  землю  радость  велию,  хвалите  небеса  Божию  славу».  Эту  надпись  до  сих  пор  помнят  старожилы  села.

 

Затем  под  руководством  Микова (приезжий),  Митипер  Павла (Паршукова  Павла  Митрофановича),  Пиля  Проко (Прокопия  Филипповича  Зайкова),  молодежь  на  землю  сбросила  крест.  Женщины  плача  и  причитая,  старались  помешать  происходящему,  но  их  загнали  в  пожарку  и  заперли.  На  ночь  крест  был  оставлен  около  церкви:  представители  власти  утром  собирались  разбить  его  и  таким  образом  уничтожить.

 

Ночью  женщинами  села  крест  был  похищен.  Допросы  не  дали  никаких  результатов.  Впоследствии  выяснилось,  что  крест  был  перевезен  на  другой  берег  Вычегды.  Может  так  и  закончилась  бы  эта  история,  но,  видимо,  Богу  было  угодно,  чтобы  спрятанный  крест  нашли  играющие  дети  и  принесли  в  село.  Женщины  тотчас  спрятали  его в   дровяном  сарае,  но  к  рассвету  крест  опять  исчез.  В  селе  прошел  слух,  что  он  был  установлен  около  старого  кладбища  между  двух  деревьев  и  хорошо  укрыт  от  посторонних  глаз  широким  пластом  пихтовой  коры.  До  80-х  годов  жители  Мыелдино  приходили  к  этому  священному  месту.

 

В  середине  80-х  годов  крест  был  переведен  в  Кочпонскую  Казанской  Божьей  Матери  церковь,  находящуюся  близ  города  Сыктывкара.

 

В  1989  году  Мыелдинский  сельский  совет  на  месте  разрушенной  церкви  запланировал  строительство  спортивного  зала.  Для  этой  цели  Коми  обком  профсоюзов  и  Министерством  физкультуры  и  спорта  Республики  Коми  было  выделено  40тыс. руб.  Но  жители  обратились  в  администрацию  села  с  просьбой:  вместо  спортзала  восстановить  и  открыть  разрушенную  церковь.  Вопрос  на листе  был  решен  положительно,  оставалось  согласовать  его  с  вышестоящими  органами.  Руководители  обкома  профсоюзов  и  Министерства  физкультуры  и  спорта  РК  были  против  передачи  выделенных  денег  на  восстановление  церкви.  Поэтому  поводу  Глава  администрации  села  Мыелдино  Валентин  Александрович  Паршуков  неоднократно  выезжал  к  председателю  райисполкома  Сергею  Петровичу  Каплину.

 

В  случае  невыполнения  указаний  руководства  В.А.Паршукову  пригрозили  судом,  но  так  как  в  1990  году  в  селе  была  организована    церковная  община  из  24  верующих  во  главе  с  Евстолией  Ивановной  Паршуковой,  большая  часть  жителей  настаивала  на   восстановление  храма.  Разрешение  республиканских  властей  было  получено.

 

Кроме  вышеназванной  суммы,  строительство  велось  за  счет  пожертвований  жителей  сел  Мыелдино,  Усть-Нем,  поселков Югыдъяг,  Тимшер,  Лопьювад, Белоборск.

 

Нашлись  иконы,  церковные  предметы,  которые  были  сохранены  жителями  села  Е.М.Портнягиной,  Л.М.Зайковой, С.В.Паршуковым.

 

07  июля  1991  года  священником  церкви  Вознесения  Господня  села  Ыб  отцом  Трифоном  была  проведена  первая  служба.

 

С  1995  года  в  Мыелдинской  Иоанно-Предтеченской  церкви  службу  ведет  бывший  ученик  Ульяновского  монастыря  отец  Тихон  (Майбуров  Павел  Алесандрович, 1970г.р.)

 

Во  время  христианских  праздников  в  церкви  ведется  служба,  регулярно  совершаются  обряды  крещения,  венчания,  отпевания.

 

На  сегодняшний  день  церковную  службу  посещают  жители  села  Мыелдино  и  десяти  близлежащих  сел  и  поселков.

9) Христорождественский храм в селе Деревянск

 

Первую церковь в селе построили в 1706 году и назвали Христорождественским. В 1859 году их было уже два. В 1870-1875-х гг. больше, их стало 3. Чтобы построить церковь из кирпича, помогали все жители села. Каждой семье давали задание – сделать определенное количество кирпичей. Глину для кирпича брали возле капустных грядок, там он оказался качественным, как пластилин. Чтобы кирпич был крепче, в глину добавляли яйца и речной песок. Церковь приезжали делать мастера из Санкт-Петербурга. Внутри ее очень красиво обрисовали. Алтарь даже полностью блестел, вокруг узоры. Узоры вырезали из осины петербуржские мастера, красили переливающейся желтой краской.

10) Храм Иоанна Богослова в селе Керчомья

Церковь в честь Иоанна Предтечи в Керчомской волости упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи была построена в 1755-1756 годах тщанием прихожан. Колокольня стояла отдельно. В 1846 г. вместо обветшавшей деревянной была построена каменная церковь в одной связи с колокольней. Престолы: во имя св. Пророка и Предтечи Иоанна, освящён 8 декабря 1847 г.; в приделе – во имя свт. Николая Мирликийского, освящён после обновления 12 февраля 1870 (1872?) г.

11) Троицкая церковь в селе Пожег

 

 

 

История села Пожег не будет полной без сведений о церкви, т.к. религия играла не последнюю роль в жизни крестьянина, влияя на экономику и общественную жизнь. Она была проводником государственной политики во второй половине 19 века. История деятельности церкви была недолгой в Пожеге. 1710 год – деревянная церковь, она сгорела. Дата строительства каменной церкви совпала с периодом реформ. Начало строительства церкви было положено «освящением в 1864 году декабря 31-го», а выстроено было в 1869 году августа 23.  Церковь  была названа Троицкой. По поводу возникновения первой церкви существует целая легенда. Церковь жители Пожега хотели построить в самом большом населенном пункте в Пожегдине. Приготовили лес и сплавили по реке, привязали плоты на ночь против деревни Пожегдин. На следующее утро жители  увидели, что бревен нет. Их нашли в километре вниз по реке, прибитыми течением к берегу. Там и решили построить церковь, сочтя это событие за божье знамение. Место для здания выбрано было на берегу реки, и оно потом будет видно со всех деревень.  Хотя здание церкви сначала  было деревянным, потом отстроили из кирпича. Вместе с тем были выстроены часовни в Великополье – Святого Николая Пречистого, другая – в Кырныше – Рождества Пресвятой Богородицы.

В истории Пожегодской Троицкой церкви было три священника. С 1869 по 1885 год – Михаил Андреевич Шейтанов – 50 лет, сын пономаря. С 1885 по 1896 год был Александр Сапожников – 25 лет. Молодой  священник содействовал открытию первой в истории села школы для своих прихожан. Епархиальные ведомости отмечают «в 1887 году 3 марта появилась одноклассная церковно-приходская  школа». Обучали счислению, чистописанию, русскому языку, церковно-славянскому языку, закону божьему. Давали азы грамоты. Для жителей Пожегодской волости религия и образование объединялись в одно культурно-нравственное понятие.  И, наконец, с 1896 по 1917 год священником Троицкой церкви  становится Василий Алексеевич Тюрнин. Епархиальные ведомости за 1914 год отмечают, что усердие к школьному  делу и награжден похвальными листами. За время его пребывания в Пожеге с 1896 года церковно-приходская школа продолжала существовать. Было выстроено новое специальное  здание под школу, которое до сих пор существует (распилено в 1997-1998 г.) С 1887 года жители Пожега могли у себя дома получать грамоту, в этом была большая  заслуга церкви. Образование Пожега несомненно было связано с церковью.

После строительства церкви определяется административный центр Пожегодской волости. Пожег становится  официальной административной единицей в Усть-Сысольском  уезде. Происходит формирование экономики и общества Пожегодской волости. Рядом с церковью возникает погост, волостное правление. Церковь сыграла объединительную роль в волости, построенное тщанием прихожан.

12) Храм Нерукотворного Спаса в поселке Тимшер 

27 августа 2012 года Преосвященнейшим епископом Питиримом было совершено освящение храма Нерукотворного Спаса в поселке Тимшер Усть-Куломского района.

Интересна сама история поселка Тимшер. Здесь было поселение ссыльных немцев. Была организована лесозаготовка. Со временем в поселок стали стекаться местные жители, привлеченные хорошей работой и социально-бытовыми условиями в поселке. Со временем поселок стал одним из передовых в Коми АССР. К сожалению, сейчас производство в поселке отсутствует, и местные жители живут за счет сбора и реализации грибов и ягод. Но, не смотря на это, жители Тимшера сумели за три года построить храм. Финансирование строительства осуществлялось исключительно за счет средств местных жителей и предпринимателей. К открытию храма местные жители приобрели колокол за 150000 рублей, средства на который собирались в течение года всем миром.

 

 

 

 

главная страница